Каталог статей
Меню сайта

Категории статей
Власть и политическая система [3]
Статьи членов инициативной группы по созданию Партии Нового Израиля (МАШИАХ) и сочувствующих.
Непорядок в нашем доме [2]
Абсурдные порядки, творящиеся в Израиле: факты, комментарии, анализ, решение. Госаппарат, законы, экономика
Русскоязычная Община [9]
Статьи членов инициативной группы по созданию Организации "Русскоязычная Община" и сочувствующих.
Что такое еврейство [7]
Быть евреем. Что это? Это этнос, нация, религия, идеология?...
Политический анализ и комментарии [6]
Свежие перепечатки аналитики и комментарии активных участников сайта.
Наши политические союзники [5]
Статьи, программы, призывы, политические акции партий и общественных организаций израильских патриотов
Дело Йонатана Полларда [2]
Подробности этого дела, акции протеста, обращения, аналитические статьи.

Форма входа

Поиск по статьям

Друзья сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт

[ Результаты · Архив опросов ]

Всего ответов: 77


» Каталог статей » Русскоязычная Община
О гармоничных отношениях в обществе и в бизнесе (2)

О гармоничных отношениях в обществе и в бизнесе (2)
Цветов В.Я. Из книги Пятнадцатый камень сада Рёандзи. Издание: Цветов В.Я. "Пятнадцатый камень сада Рёандзи" М., Политиздат, 1986. Автор ее, журналист-международник, проработавший в Японии много лет, с глубоким проникновением в своеобразие японской жизни рассказывает о системе пожизненного найма, специфике социального менеджмента. Генерала Макартура, командовавшего американскими оккупационными войсками в Японии, никак не отнесешь к прозорливым мыслителям, но выступая вскоре после увольнения из армии перед промышленниками американского города Цинциннати, он, обозленный, видимо, отставкой, в сердцах бросил фразу, сделавшуюся пророческой. "Пока я был там, Япония была вашим клиентом,- сказал Макартур, чей апломб значительно превосходил полководческие способности.- В будущем в некоторых областях клиентами станете вы". И это время пришло. "Перед нами стоит задача не отстать от Азии!" - всполошилась американская газета "Чикаго трибюн". На вопрос, какая самая важная проблема встанет перед американским бизнесом в предстоящие десять лет, вице-президент одной из крупнейших американских корпораций ответил: "Самая важная проблема - не технология или инвестиции, не экономическое регулирование или инфляция. Самая важная проблема - как мы прореагируем на следующий факт: японские методы управления производством лучше, чем наши". ПОКАЗАТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЯПОНИИ Япония обошла американского и западноевропейских конкурентов по многим показателям. С 1950 по 1973 год среднегодовой рост в Японии валового внутреннего продукта составил 10,5 процента. Этот показатель для всего остального капиталистического мира был вдвое меньшим Производительность труда в японской обрабатывающей отрасли возрастала в течение двух последних десятилетий в среднем а 8,2 процента в год, в то время как в США - на 3,3 процента и в ФРГ - на 5,5 процента. Количество бракованной продукции в японской обрабатывающей отрасли уменьшилось до 1,2 процента. В США и ФРГ брак достигал 14 процентов и в Англии - 10 процентов. Текучесть рабочей силы в японской обрабатывающей отрасли упала до 2,5 процента и в среднем по стране - до 6 процентов, а в США текучесть кадров подскочила до 26 процентов. "Мы долго равнялись на Запад, как, в частности, это делала Япония на ранней стадии своего развития,- сказал в 1982 году премьер-министр Малайзии Махатхир Мохамад.- Но Запад более не дает нам подходящей модели развития. Он утратил динамизм. Если мы будем его копировать, то нас затянет трясина экономического застоя. Поэтому Япония является для Малайзии более подходящим образцом". Выдвижение Японии в первые ряды экономически развитых капиталистических стран - очевидный факт. Вывод из него напрашивается сам собой. Но он далеко не нов, этот вывод. "Япония должна быть предметом всеобщего изучения и стать постоянным и обязательным предметом в наших средних учебных заведениях так же, как Европа, потому что новая Япония уже стоит наравне с государствами Европы по своей военной мощи и культурному уровню". На титульном листе книжки, откуда я взял цитату, значилось: "Санкт-Петербург, 1905 год". Что касается изучения японской технологии, то в США уже последовали советам вроде тех, что дали "Тайм" и "Ауссенполитик". Осенью 1985 года в Филадельфии была создана Служба японской технической информации. В Массачусетском технологическом институте впервые начали преподавать японский язык. Мы высоко ценим специалистов, профессионалов. Японцы предпочитают тех, кого мы неодобрительно назвали бы "всезнайками". Чтобы получить японские водительские права, я сдавал в Токио экзамен по правилам дорожного движения. В экзаменационном билете среди других вопросов значился и такой: "По вашей вине случилось дорожно-транспортное происшествие, в результате которого повреждены автомашины. Что вам следует предпринять?" Были приведены варианты ответа: "1. Сообщаю в полицию. 2. Сообщаю в полицию и договариваюсь с пострадавшими о возмещении ущерба. 3. Договариваюсь с пострадавшими о возмещении ущерба и не сообщаю в полицию". Экзаменатор - полицейский офицер - предложил определить, какой из ответов правильный. Я указал, естественно, на первый: "Сообщаю в полицию". Экзаменатор недоуменно пожал плечами и ткнул пальцем в третий: "Договариваюсь с пострадавшими о возмещении ущерба и не сообщаю в полицию". Именно этот ответ, по японским понятиям, был верным Подлинное трудолюбие возможно, если работа является содержательной, творческой, если результатами труда пользуются сами же работники. начертанный крупными иероглифами плакат в цехе телевизорного завода концерна "Мацусита дэнки" заставил меня остолбенеть. Да и как было не изумиться, если на плакате значилось: "Кадры решают все!" это же главный принцип "Мацусита дэнки"! - сказал сотрудник концерна. лозунг, увиденный на заводе автомобильной фирмы "Ниссан". Он звучал не столь знакомо, но содержал одинаковый смысл: "Предприятие - это кадры!" В одной из судостроительных компаний на торжествах по поводу спуска на воду только что построенного судна я воспользовался присутствием сразу нескольких членов совета директоров - высшего коллегиального органа компании - и задал вопрос: - Кто в совете помимо председателя и президента самый ВЛИЯТЕЛЬНЫЙ? Руководители компании, не сговариваясь, сказали: - Тот, кто ведает кадрами. что написано в японских учебниках менеджмента: "Увеличение продуктивности производства,- читаем в одном из таких учебников,- достигается в первую очередь не внедрением передовых технологических методов, хотя они, без сомнения, чрезвычайно важны, а организацией менеджмента. Этим термином именуется координация и объединение в процессе производства индивидуальных усилий и предоставление работающим побудительных мотивов, которые, во-первых, стимулировали бы координацию и объединение и, во-вторых, способствовали бы совмещению взглядов и целей всех или по крайней мере большинства участников производства. Выражаясь проще,- резюмировалось в учебнике,- увеличение продуктивности производства находится в прямой зависимости от эффективности использования трудовых ресурсов". Японские менеджеры раньше, чем их американские и западноевропейские конкуренты, приняли во внимание, что первая производительная сила всего человечества есть рабочий, трудящийся. Разговор с менеджером начался с моего вопроса, почему американский бизнесмен вкладывает деньги сначала в капитальное строительство, в технологию, в оборудование и только потом в персонал, тогда как японский бизнесмен - прежде в персонал, а уж затем в капитальное строительство, технологию и оборудование. Рюити Хасимото долго работал на телевидении до того, как занялся проблемами организации производства. - Нынешняя научно-техническая революция требует,- сказал Хасимото,- максимального использования человеческих способностей, знаний, энтузиазма. Орудовать кувалдой можно было принудить силой. Но думать силой не принудишь, причем думать так, чтобы это было полезно производству и выгодно фирме.- Следовательно, не принудишь персонал приводить в движение роботы, так называемые "безлюдные заводы", разрабатывать программы для компьютеров. Вы правильно считаете: главная производительная сила, действительно, рабочий.- Менеджер одобрительно кивнул мне.- Значит, надо создать условия, которые побуждали бы главную производительную силу быть высокопроизводительной. Необходимо, чтобы именно условия, а не управляющие заставляли рабочих эффективно трудиться,- пояснил Хасимото.- Если появляются такие условия, сколь дорого они не обходились бы, тогда и вложения в капитальное строительство, в передовую технологию оказываются ненапрасными и прибыль многократно увеличивается,- подчеркнул менеджер. По существу же он пересказал содержание известных американских теорий: Д. Макгрегора "о внутренней мотивации участников производства" и Р. Ликерта "об участии работников в производстве". Первая теория проповедует необходимость и возможность, используя вместо кнута пряник, заставить рабочего усердно трудиться на капиталиста по собственному убеждению. Другая доктрина утверждает, что там, где осуществлен принцип "коллективного участия" управляющих и рабочих в решении всех вопросов производства, достигается преданность персонала предприятию и, следовательно, повышается продуктивность производства. В нынешней Японии действует принцип: "Чтобы победить в конкурентной борьбе, нужно найти лучшее в мире, перенять его и сделать совершеннее, чем это было раньше". Подобной стратегии японские предприниматели придерживаются в отношении не только научно-технических новинок, но и организационно-идеологических методов эксплуатации трудящихся, которые изобретаются за рубежом. Именно в Японии наиболее полное воплощение обрели теории "о внутренней мотивации участников производства" и "об участии работников в производстве", разработанные в США. Пять раз в неделю, кроме субботы и воскресенья, японские рабочие, инженеры и служащие - "персонал", по терминологии менеджеров, начинают день с физзарядки и пения. Выстроившись ровными рядами у станков и поточных линий, у письменных столов и кульманов, у витрин и прилавков, японцы хором выводят гимны своих фирм. В концерне "Мацусита дэнки" поют так: ...Непрерывно и безостановочно, Подобно струям фонтана, Пошлем всего мира народам Продукт наших рук и ума. Как прилив неистощимый, Расти, промышленность, расти, расти, "Мацусита дэнки", "Мацусита дэнки"! Президенты фирм поют гимны, обратившись к фирменным знаменам, хранящимся в их кабинетах. Затем рабочие, инженеры, служащие и, разумеется, президенты декламируют заповеди. Заповеди у каждой фирмы - собственные. Они вывешены в цехах, в конструкторских бюро, в конторах. В президентских кабинетах заповеди начертаны известными каллиграфами и заключены в дорогие рамы. Смысл заповедей сводится примерно к следующему: трудиться упорно и добросовестно, повиноваться и быть скромным, быть благодарным и отвечать добром на добро... (Далее – из главы 2) Председатель одной из крупнейших в мире японской судостроительной фирмы "Мицуи дзосэн" Исаму Ямасита сказал: "После второй мировой войны, когда Япония приступила к реиндустриализации, люди потянулись в большие промышленные комплексы и существовавший многие века дух деревенской общины начал разрушаться. Тогда мы,- продолжал Ямасита,- возродили старую общину на своих промышленных предприятиях. И теперь фирмы, подобные нашей, представляют собой новые общины и на менеджеров возложена обязанность создавать условия, в которых люди могли бы наслаждаться общинной жизнью. Прежде всего мы, менеджеры,- подчеркнул Исаму Ямасита,- несем ответственность за сохранение общинной жизни". Помните слова менеджера Рюити Хасимото: надо, чтобы условия, а не управляющие, заставляли рабочих эффективно трудиться? Крестьяне тоже ощутят общность: Чужих меж нами нет! Мы все друг другу братья Под вишнями в цвету,- говорится в знаменитом японском трехстишии. В старом японском крестьянском доме, где, казалось, сами годы отполировали до блеска деревянные полы, а некогда белые бумажные "сёдзи" сделались пепельными, словно их коснулись тени ушедших поколений, я увидел живую иллюстрацию общинных отношений. Чувство, именуемое словом "ниндзё", что означает жалость, заботу, любовь между родителями и детьми, распространилось на соседские взаимосвязи. И в результате соседи стали испытывать "гири", то есть потребность выполнить долг признательности друг перед другом. Чувство "гири" возникает не только в деревенской соседской общине. Учащиеся школы, выпускники-одногодки университета, служащие фирмы, работники завода, цеха, бригады составляют общины, в которых тоже господствует "гири".В производственных рамках отношения "ниндзё" - "гири" превращаются в экономическую категорию. - Скажите, пожалуйста, где у вас склад для хранения кормов? - спросил я крестьянина, о хозяйстве которого снимал телевизионный репортаж. Хозяйство представляло собой два длинных одноэтажных сарая. В них содержались 50 тысяч кур-несушек.- Не вижу я и места, где вы держите снесенные курами яйца? - допытывался я. - Зачем мне склад, если кормов - лишь суточный запас? - ответил крестьянин вопросом на вопрос. - Чем же вы собираетесь кормить кур завтра? - не унимался я. - Завтра корма привезет господин Хосода. Он специализируется на них,- сказал крестьянин. - А если не привезет? - предположил я. - То есть как не привезет? - переспросил крестьянин с интонацией, будто я усомнился в неизбежности восхода солнца. - Ну, вдруг умрет! - решил я смоделировать экстремальную ситуацию. - Жена господина Хосоды привезет.- Крестьянин говорил со снисходительной уверенностью гроссмейстера, разбирающего для любителя шахматную партию. - Жена будет хоронить мужа! - стоял на своем я. - Сын господина Хосоды привезет.- Для крестьянина это было очевидней таблицы умножения. - Сын уедет на похороны тоже! - Сосед господина Хосоды привезет. - У вас, что же, такой строгий подписан контракт с господином Хосодой? - спросил я. - Зачем нам контракт? - удивился крестьянин.- Господин Хосода,- разъяснил он,- пообещал мне привозить корма каждый день. - Ладно,- сдался я, но вспомнил, что в хозяйстве нет помещения для хранения и готовой продукции - яиц, и поинтересовался причиной этого. - Оптовая фирма забирает,- ответил крестьянин и, предвидя мои следующие вопросы, добавил: - Забирает каждый день и никогда не подводит. Забирает тоже без контракта. Отношения, определяемые чувством "гири", оказываются в Японии прочнее, чем писаные контракты. Во всяком случае, подобные отношения с успехом заменяют контракты. И в промышленности тоже. На автомобильном заводе фирмы "Ниссан", выпускающем 420 тысяч машин в год, комплектующих частей имеется на два часа работы конвейера. Смежники привозят эти части с точностью плюс - минус два часа, и на заводе не помнят, чтобы конвейер останавливался. Благодаря отсутствию складских помещений и рабочих, занятых в них, японские автомобилестроители экономят на издержках производства в расчете на одну машину в среднем 94 доллара Рабочий выиграл в лотерее 10 миллионов иен. О необыкновенной удаче он рассказал в цехе приятелям. Мгновенно вокруг счастливчика образовалась пустота. Он перестал находить "ниндзё" в отношении к себе со стороны товарищей. И тогда во время обеденного перерыва рабочий встал у входа в заводоуправление и на глазах у всех сжег лотерейный билет. Если бы рабочий пожертвовал часть выигранных денег, скажем, на приобретение формы для заводской бейсбольной команды или на организацию коллективной поездки за город, то есть продемонстрировал бы чувство "гири", ему не было бы отказано в "ниндзё". Согласно общинным нравам, удача, везение должны быть тоже общими, а не индивидуальными.

Другие материалы по теме


Источник: http://newsem40.com/forum/viewtopic.php?t=92&sid=63ceee81e8a80e01e49ab742de0f0164
Категория: Русскоязычная Община | Добавил: ISRAEL (2006-06-23) | Автор: Владимир Евгеньевич Бершадский
Просмотров: 1164 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0

Всего комментариев: 1
1  
Surrpiisng to think of something like that

Имя *:
Email *:
Код *:
Сделать бесплатный сайт с uCoz