Кто они – еврейские приятели Ахмадинежада? Нет сомнения в том, что большинство израильтян испытали возмущение, смешанное с недоумением, при виде объятий еврейских ортодоксов с президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом на устроенном им в Тегеране сборище. Но, как выясняется, больше всего этим фактом были возмущены сами ортодоксы.
Их мнение выразил в ходе выступления в кнессете депутат от партии Яхадут ха-Тора (Еврейство Торы) раввин Моше Гафнии: "Я видел, как люди, рядящиеся в ортодоксов, принимали участие в этом жутком и страшном сборище. Те, кто заседали вместе с ненавистником евреев, нанесли огромный ущерб всему еврейскому народу и Государству Израиль. Я не могу понять извращенного сознания этих людей, и я молюсь Всевышнему, чтобы они оказались ряжеными, а не настоящими ортодоксами. Они позорят весь еврейский народ, они позорят и лично меня".
Так к какому же движению относятся люди, участвовавшие в тегеранском спектакле?
Следует сказать сразу: они принадлежат к микроскопической группе, насчитывающей несколько десятков человек. Да, антисионизм является одним из центральных принципов идеологии ортодоксов. Но степень приверженности этой идеологии существенно отличается у разных течений. Общую теорию антисионизма разработал после второй мировой войны покойный сатмарский ребе Йоэль Тейтельбойм. Суть ее заключается в том, что до прихода Мессии запрещено создавать светское государство евреев в Эрец-Исраэль, не основанное на Галахе – религиозном законодательстве. Поэтому наиболее последовательные сторонники такого подхода (в первую очередь, сатмарские хасиды, большинство которых проживает в США) стараются сократить свои контакты с Израилем до минимума.
Но таких людей крайне мало. Подавляюще большинство ортодоксов, представленных в кнессете двумя собственными партиями, де-факто давно уже сотрудничает с сионистским государством практически во всех сферах жизни.
Кроме того, существует незначительное радикальное движение, члены которого фанатично следуют идеям раввина Тейтельбойма и реализуют их на практике. Они не служат в армии, учатся в общинных учебных заведениях, работают только на предприятиях, принадлежащих людям их круга. Они не принимают участия в выборах и отказываются получать какие-либо субсидии или финансовую помощь от государства, не пользуются израильской национальной валютой, не состоят в больничных кассах и даже не оформляют израильского удостоверения личности, хотя родились и всю жизнь живут в Иерусалиме.
Основное ядро этого движения составляют группы "Нетурей карта" ("Хранители города") и "Ха-эда ха-харедит" ("Ортодоксальная община").
Среди этого небольшого по численности движения существует и вовсе крохотная группка, считающая возможным сотрудничество с арабами в рамках противодействия сионистам. Но дальше теоретического принятия этого принципа группка все же не идет.
Исключение составляют несколько десятков экстремистски настроенных ее членов, которые перешли от слов к делу. Именно они принимают участие в антиизраильских демонстрациях по всему миру, именно они молились за здоровье Арафата у стен госпиталя, в котором агонизировал палестинских вождь, а затем принимали участие в его похоронах.
После осуществления Шароном плана размежевания в секторе Газы, они устроили праздничный митинг, на котором провозгласили этот план началом конца сионизма. Их называют сикариями – по имени движения фанатиков времен Второго Храма, которые убивали всех своих противников, включая евреев. В последнее время сикарии не дают покоя даже ортодоксам – например, поджигают магазины с женской одеждой, являющейся, по их мнению, недостаточно скромной. Но главной проблемой стало так называемое "подполье экономики", члены которого выслеживают на улицах ортодоксальных женщин в нескромной, как они считают, одежде, и прыскают на них "экономику" - химическое средство для чистки посуды.
Подавляюще большинство ортодоксальных евреев не имеют никакого отношения к этой группке и не разделяют ее взглядов. В самом деле, от идеологического неприятия светского государства до сотрудничества с врагами евреев, и уж тем более с человеком, объявляющем своей главной целью уничтожение Израиля, дистанция огромного размера. Перед ортодоксальным обществом, стояла, казалось, сложная проблема. С одной стороны, светский Израиль – это плохо. Но с другой - государство уже существует и его исчезновение может повлечь за собой гибель многих евреев. А этого ортодоксы вовсе не хотят. Поэтому и было найдено решение: праведные евреи просят у Всевышнего, чтобы негалахическое государство исчезло, но при этом никакого вреда его еврейским гражданам нанесено не было. Как это совмещается с реальной действительностью? А никак. Это уже совсем другой вопрос. Но от сотрудничества с антисемитами, жаждущими уничтожения евреев, ортодоксы далеки. Поэтому так велико было их негодование, поэтому и обрушились с такой силой их СМИ на участников тегеранской конференции.
Кроме прочего, они опасаются, что эта акция может резко ухудшить отношение к ортодоксальной общине всех остальных граждан Израиля. Это опасение откровенно выразил в своей статье Дуду Зильбершлаг, редактор популярного еженедельника "Ба Кехила": "Еврейское сердце плачет и отказывается поверить, еврейская душа разрывается при виде подонков в ультраортодоксальных одеждах, обнимающихся с современным Гитлером – Ахмадинежадом, да сотрется его имя! И, тем не менее, душевное расстройство этих людей, вызывающее у еврея отвращение, бросает тень на всю нашу общину. Даже если мы будем кричать, что речь идет о сорняках, о группке, находящейся на самой обочине общества, все равно с нас не будет снято обвинение".
Насколько обоснованы эти опасения, сказать пока сложно. Ясно одно: участие в тегеранском спектакле отрицающих Катастрофу евреев, одетых в ультраортодоксальные одежды, не придало ему большей убедительности. Но оно вполне способно расширить и без того немалую пропасть между ортодоксами и светскими израильтянами.
©