Виленский Гаон - Форум "Мой Израиль"

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ] Текущая дата: Воскресенье, 2024-12-22, 4:08 AM
Вы вошли как Гость

  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: ISRAEL, Лазарь  
Виленский Гаон
ЛазарьДата: Вторник, 2006-04-11, 9:12 PM | Сообщение # 1
Оман
Группа: Модеры - Члены Р.О.
Сообщений: 269
Статус: Offline
Виленский Гаон
В первый день праздника Песах 5480 (1720) года у раби Шломо родился сын, которому суждено было стать звездой Израиля. Его назвали Элияу, но в историю еврейского народа он вошел под именем Виленского Гаона (гения) или под аббревиатурой Агра. Великий в знаниях и в своих душевных качествах, человек исключительных способностей, настоящий праведник, строго выполнявший свои обязанности перед Творцом и перед людьми, Виленский Гаон каждый поступок взвешивал на весах мудрости.

В шесть с половиной лет он уже давал уроки по Талмуду; в девять лет - стал непревзойденным знатоком Писания, Талмуда и его комментаторов; в десять - уже изучал Талмуд без помощи учителя и приступил к самостоятельному изучению книги Зоар.

Он упорно с потрясающей глубиной понимания изучал всю талмудическую литературу: Талмуд Вавилонский и Иерусалимский, Тосефту, Мишну, Мидраш, комментарии первых и последних мудрецов, - и никогда ничего не забывал, так что все накопленные им знания были всегда у него наготове для решения разнообразных алахических проблем.

По принятому в то время обычаю он оставил родной город Вильну и отправился в дальние края, чтобы познать, как живется еврею-скитальцу. Молодой рав, всеми уважаемый в своем городе, бежал от растущей славы и побывал во многих еврейских общинах Литвы, Польши и Германии. Но несмотря на все его усилия остаться незамеченным, крупные ученые немедленно узнавали чудесного гостя. «Слава бежит за тем, кто бежит от нее...», - так сказали мудрецы. Имя молодого рава быстро стало известным по всей Польше и Германии.

Один из больших учителей Германии так сказал про него: «Единственный праведник, святой и чистый, светоч Израиля».

Лучшие общины предлагали р. Элияу раввинские должности, но он отказался занять их, чтобы не отвлекаться от учебы. Завернутый в шалит, а в будние дни облаченный в тфилин, он сидел в доме учения, отвлекаясь от занятий только для того, чтобы помолиться и поесть на скорую руку. Большая часть ночи тоже посвящалась учебе, и только несколько часов уходило на сон. Он писал свои труды и обучал учеников. К нему приходили учиться даже самые большие знатоки Торы.

Виленский Гаон написал разъяснения и примечания к Танаху, Мидрашам, к четырем частям Шульхан аруха. Тот, кто углубляется в содержание его трудов, видит, какой совершенный инструмент исследования давало Гаону великолепное знание всех источников. Кратким примечанием, ссылкой на будто бы не связанное с темой место он решал проблемы, которые казались непреодолимыми.

Год за годом Гаон сидел в доме учения один или с учениками. Хотя он никогда не отвлекался от изучения Торы, он не переставал удивлять окружающих обширными познаниями в самых различных областях. Р. Авраам Данциг из Вильны (автор Хаей Адам и Хохмат Адам) сказал: «Если бы он жил во времена Мишны, то был бы величайшим ее автором» .

Главы виленской общины установили для раби пенсию, чтобы освободить его от забот о пропитании. И все же он познал годы бедности, когда посланный к нему с деньгами человек присвоил их себе. Раби не захотел позорить его, и об этом стало известно только когда сам посланник перед смертью признался в своем проступке.

Виленский Гаон хотел переселиться в Святую Землю. Он оставил Литву и добрался до Кенигсберга, но по причинам, нам не известным, неожиданно вернулся домой. Три его лучших ученика, р. Исраэль, р. Менахем Менял из Шклова и р. Саадья из Вильны, поднялись в Страну Израиля и установили здесь обычаи, соответствующие мнению р. Элияу (они, кстати, приняты в ашкеназской общине Израиля по наше время).

В предыдущей главе мы писали, что Виленский Гаон возглавил борьбу с хасидизмом. Несмотря на херем, который он наложил на хасидов, крупнейшие лидеры хасидизма признавали гениальность и святость Гаона и уважали его как при жизни, так и после смерти. Все знали, что Гаон руководствуется только Торой, и, что бы он ни делал, истина всегда с ним. 19 тишрей 5558 (1797) г. р. Элияу скончался. Праздник Суккот превратился в траур. Однако так же, как «Наш праотец Яаков не умер», не умер и Виленский Гаон. Его ученик р. Хаим основал ешиву в Воложине, где использовали методы изучения Торы, развитые р. Элияу. Воложинская ешива стала матерью всех литовских ешив. Из нее на весь мир распространялась Тора, пока за наши грехи ешива не была разрушена около ста лет тому назад. Но, слава Б-гу, ее воспитанники продолжили изучение Торы в Земле Израиля.


Да будет мир на святой для всех евреев земле!
 
ЛазарьДата: Пятница, 2006-05-05, 5:52 PM | Сообщение # 2
Оман
Группа: Модеры - Члены Р.О.
Сообщений: 269
Статус: Offline


ВИЛЕНСКИЙ ГАОН (1720-1797)

Члены еврейской общины, противившиеся влиянию хасидизма, называли себя митнагдим (в идишистском произношении миснагдим) — буквально "противники". Во главе их стоял Элияху бен Шломо, величайший из многочисленных ученых города Вильны, прозванного "литовским Иерусалимом" за множество находившихся здесь знаменитых еврейских школ. Со временем Элияху бен Шломо получил широкую известность как Виленский гаон. Уже давно никто не получал почетный титул "гаон" — так назывались некогда главы великих академий Суры и Пумбедиты. Официально Виленский гаон так и не принял должности и звания раввина. Он проводил дни за днями в занятиях с небольшим кружком учеников, которые и сами были зрелыми учеными, но стремились лучше узнать его подход к изучению Талмуда. Виленский гаон заметил, что нередко ученые прошлого автоматически принимали решения и комментарии предшествовавших учителей, не вполне понимая их и не соглашаясь с ними всем сердцем. Поэтому его метод был связан с выяснением всех деталей. Прежде всего, он тщательно изучал данный текст Талмуда в целом, затем выяснял, на чем он основан в Мишне и непосредственно в Библии. Такой подход приводил к гораздо более ясному пониманию Закона, чем механическое заучивание.

Подобно великим ученым прежних времен, Виленский гаон занимался не только трудами по еврейской философии и мысли, но и математикой и астрономией. Некоторые из его учеников также одобряли занятия светскими науками, как полезные для понимания Торы. Это было необычным явлением в те дни, когда большинство преподавателей иешив ограничивались изложением Вавилонского Талмуда с комментариями Раши и тосафистов. Эта узость проистекала из опасения, что прочие науки могут увести человека куда-то в сторону, как это происходило в случаях бесконтрольного изучения каббалы.

Страница одной из многочисленных книг, посвященных Виленскому гаону.

Как уже говорилось, Виленский гаон никогда не занимал общественных должностей, но всегда был готов дать совет и помогал общине справляться с трудными проблемами, стоящими перед ней. Неофициально он был признанным духовным главой литовского еврейства. Многие обращались к нему со своими личными проблемами. Он мудро организовал дело так, что нуждающихся, но стеснявшихся обратиться к официальным должностным лицам общины, направляли за помощью непосредственно к нему.

В дни Виленского гаона конфликт между хасидами и их противниками достиг высокого напряжения. Хасидские цаддики приобрели значительный вес, так как их последователи относились к ним как к посредникам между собой и Богом. Митнагдим же, со своей стороны, полагали, что каждый человек лично ответствен перед Богом и не нуждается в посредничестве. Виленский гаон возглавил борьбу против хасидизма, и под его влиянием митнагдим отлучили хасидов от общины и запретили остальным родниться с ними.

Вид города Вильны Начало XIX в

Со временем, однако, эта ожесточенная борьба утихла. Хотя хасидизм получил широкое распространение на Украине, а позднее — в Венгрии, Польше и Галиции, превзойдя в популярности раввинистический иудаизм, он не преступал определенных границ и оставался верным всем требованиям традиционного иудаизма, причем его последователи исполняли их с особым рвением. В конце концов, оба течения в иудаизме нашли пути мирного сосуществования. Стало очевидным, что хасиды строго соблюдают правила и постановления Талмуда и "Шулхан Арух" и ни в коем случае не чуждаются изучения Закона. Хасиды и их противники продолжали идти различными путями, но научились уважать друг друга и признавать ценность вклада, внесенного в иудаизм той и другой стороной.

Хасидизм с его мистическим учением превратился в сравнительно небольшое, но влиятельное течение в иудаизме. Песни и пляски хасидов, их путь радостного служения Богу наложили глубокий отпечаток не только на сознание масс простого народа, но и на воззрения многих ученых и мыслителей.

Типичный хедер в Вильне (Вильнюсе)


Да будет мир на святой для всех евреев земле!
 
miheyДата: Пятница, 2006-05-12, 7:56 PM | Сообщение # 3
Талмид
Группа: Модеры-Чл.Р.О.-Хаврэй МАШИАХ
Сообщений: 57
Статус: Offline
ВОТ ТУТ КОЕ ЧТО ПРО ХАЗАР-
http://www.geocities.com/Athens/Olympus/3505/
ПРАВДА НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
 
ЛазарьДата: Суббота, 2006-05-13, 11:30 AM | Сообщение # 4
Оман
Группа: Модеры - Члены Р.О.
Сообщений: 269
Статус: Offline
Quote (mihey)
ВОТ ТУТ КОЕ ЧТО ПРО ХАЗАР-
http://www.geocities.com/Athens/Olympus/3505/
ПРАВДА НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

Я не думаю, что наше происхождение связано с хазарами, особенно евреев Литвы, наши корни из Германии и Польши. Касательно же хазар, то есть у нас один небольшой народ в Литве, который называется "караимами", их корни действительно восходят от хазар, и кстати язык их тюркского происхождения, они близки по религии к Иудаизму, изучают Тору, но не признают Танах.


Да будет мир на святой для всех евреев земле!
 
ISRAELДата: Суббота, 2006-05-13, 1:44 PM | Сообщение # 5
Admin
Группа: Админы–Чл.Р.О.–Хаврэй МАШИАХ
Сообщений: 223
Статус: Offline
Насколько я знаю, они не признают Талмуд, а ТАНАХ признают весь, без исключения. Их принцип - знание и изучение текста ТАНАХа без позднейших комментариев и без устной Торы.

Этот сайт - место для общинной и политической работы русскоязычных израильтян.
 
ЛазарьДата: Суббота, 2006-05-13, 3:08 PM | Сообщение # 6
Оман
Группа: Модеры - Члены Р.О.
Сообщений: 269
Статус: Offline
Да, вы правы ISRAEL! Я оговорился, они действительно не признают именно Талмуд. Однако, именно они и евреи Кавказа, Бухары являються лишь потомками хазар, но ни в коем разе не ашкеназские евреи. Огромная часть хазарского каганата со временем смешалась с народами средней азии, перейдя таким образом в ислам.

Да будет мир на святой для всех евреев земле!
 
ISRAELДата: Суббота, 2006-05-13, 3:38 PM | Сообщение # 7
Admin
Группа: Админы–Чл.Р.О.–Хаврэй МАШИАХ
Сообщений: 223
Статус: Offline
Я бы не утверждал так безаппеляционно о невозможности хазарских корней. Есть данные, доказывающие обратное. Только специалисты-историки и археологи могут дать окончательный ответ на эту тему. Нам важна правда, а не желаемая, но далекая от истины полу-ложь полу-правда. Пока этот вопрос не выяснен досконально. Будем терпеливы.

Этот сайт - место для общинной и политической работы русскоязычных израильтян.
 
ЛазарьДата: Суббота, 2006-05-13, 6:51 PM | Сообщение # 8
Оман
Группа: Модеры - Члены Р.О.
Сообщений: 269
Статус: Offline
Единственным, и думаю весьма весомым аргументом моей убеждённости в нехазарском происхождении восточноевропейских ашкеназских евреев является язык идиш, который по своим корням и звучанию никак не может быть причислен к тюркским языкам. Историкам, этнографам, пока не удаёться протянуть ниточку, связывающую европейский язык германского происхождения, повзаимствованный у них евреями на закате первого тысячелетия нашей эры с хазарами.

Да будет мир на святой для всех евреев земле!
 
ISRAELДата: Суббота, 2006-05-13, 9:37 PM | Сообщение # 9
Admin
Группа: Админы–Чл.Р.О.–Хаврэй МАШИАХ
Сообщений: 223
Статус: Offline
А меня, например, удивляет, почему европейские евреи, которые по убеждению многих (и Вас в том числе) поменяли так быстро диалект испанско-арабско-еврейский на диалект германского. Язык это не доказательство.
Между прочим, сами германские племена мигрировали в свое время из Центральной Азии и Восточной Европы. Я уже давал Вам ссылку, откуда у евреев, мигрировавших из Хазарии появился германский диалект: переняли на територии Речи Посполитой у западных евреев, в Польше был в ходу немецкий.


Этот сайт - место для общинной и политической работы русскоязычных израильтян.
 
ЛазарьДата: Суббота, 2006-05-13, 10:12 PM | Сообщение # 10
Оман
Группа: Модеры - Члены Р.О.
Сообщений: 269
Статус: Offline
Да, но у того же языка идиш несколько диалектов, это прежде всего литературный литвакский, российский и белорусский очень близок по произношению к литвакскому, польский идиш, который по существу прекратил своё существование, и бесарабско-украинский диалект. Ведь если бы они его переняли, то и естественно не произошло бы так много диалектических изменений, и в языке в любом случае остались бы какие-то следы хазарских тюркских наречий, хотя-бы отдельные слова! Но увы! Можете мне поверить, идиш - язык моего детства. Мне и сейчас частенько приходиться на нём разговаривать. Кроме германских слов в нём попадаются слова ашкеназированого иврита, соотношение примерно 70 на 30%. В разных местностях и странах в него попадает много слов того народа, с кем живут в галуте евреи, т.е. слова аборигенов той местности. И потом, мне интересно ваше мнение о происхождении Кавказских и Бухарских евреев, я считаю, что именно их корни восходят к хазарам.

Да будет мир на святой для всех евреев земле!
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Сделать бесплатный сайт с uCoz