АГАДА ЕВРЕЙСКОЙ ИДЕИ.
2005-04-21 Версия для печати
Биньямин-Зеэв Кахане
Рав Биньямин – Зеэв Кахане. Зехер Цадик лиВраха. Отмстит Всевышний за его кровь.
Третье издание. Йешива "Еврейской Идеи". Кфар Тапуах. www.kahane.org.
(ОТ ПЕРЕВОДЧИКА. Ранее, с Б-жьей помощью, мною были переведены и опубликованы на сайте МАОФ Предисловие и Введение к "Агаде Еврейской Идеи". Теперь читателям сайта предлагается перевод части комментария на первый стих Агады)
"Вот хлеб бедности нашей, который ели отцы наши в Земле Египетской. Всякий, кто голоден, пусть придет и ест. Всякий, кто нуждается в праздновании Песаха, пусть придет и празднует его вместе с нами. Сегодня мы находимся в изгнании, пусть же в будущем году мы будем праздновать этот Праздник в Стране Израиля. Сегодня (в изгнании) мы рабы, пусть же в будущем году (в Стране Израиля) мы будем праздновать этот Праздник свободными людьми".
Наш комментарий будет учитывать и заключенное в тексте стиха в скобки. Те, кто находятся в галуте (изгнании) говорят: в этом году мы здесь и мы рабы; но в будущем году мы, с Б-жьей помощью, будем в Стране Израиля и станем свободными людьми. Возникает очень важный вопрос – почему автор Агады связывает наше пребывание в галуте с состоянием рабства, а пребывание в Стране Израиля со свободой? Ведь есть и вне Земли Израиля страны, где евреи свободные и равноправные граждане. С другой стороны, был длительный период, когда мы жили в Стране Израиля под гнетом иноплеменников (англичан, турок и т.д.).
Агада делает проинципиальное заявление – если евреям в изгнании кажется, что они свободны и равноправны, то это иллюзия. На самом деле они рабы. Есть различные виды рабства – более или менее тяжелые. В одном галуте евреи просто унижены, в другом – рабы в полном смысле слова, в третьем их загоняют в газовые камеры. Общим является факт, что евреи живут в чужой стране, составляют меньшинство населения, находятся в руках и на иждевении иноплеменников. Этот факт, отсутствие у евреев самостоятельности, зависимость от гоев, - является определяющим в галуте. Все остальное – дополнение к главному.
История доказывает, что относительный покой евреев в изгнании – временное явление, всегда имеющее печальный конец. Пророки утверждают – у евреев нет перспективы существования в галуте, рано или поздно, всякий, кто останется там, погибнет.
С другой стороны, при переселении в Страну Израиля, даже находящуюся под чужой властью, еврей выводит себя из состояния рабства. Он приобретает потенциальную возможность истинного освобождения и Избавления. Так, в наше время, через относительно короткий период после начала возвращения на свою землю, произошло невероятное. Народ возродился, изгнал великую империю и завоевал независимость.
Другая интерпретация стиха. Первый этап -"В будущем году в Стране Израиля"- возвращение в Страну Израиля. На втором этапе "в следующем году – свободные люди" освобождение. Так и происходит в наше время – Избавление приходит поэтапно. Сначала мы совершили алию в Страну Израиля, но оставались под властью гоев. Затем восстали и создали государство. Между этими этапами есть существенное различие. Заповедь проживания в Стране Израиля исполняется только при еврейском суверенитете над страной, как сказано у Рамбама в "Сефер хаМицвот" (4): "Да не будет оставлена в руках чужаков или заброшена". И Рамбан, комментируя стих "И выведу вас из-под ига Египтян, и избавлю вас от служения им ", писал: "Обещал, что выведет их из страны проживания, и не будете больше тяжело страдать там. И (тогда) избавлю вас от услужения им, чтобы не властвовали над вами, заставляя трудиться на принудительных работах". И Давид, вынужденный после своего бегства ютиться в той части Страны Израиля, которая находилась под властью филистимлян, а не царства Израиля, говорит:"...ибо изгнали меня ныне от приобщения к уделу Всевышнего, говоря: 'Ступай, служи богам чужим'".(Шмуэль, 1, 26, 19). Пишет в связи с этим Вавилонский Талмуд (Ктубот, 110), что "Каждый, кто эмигрирует из Страны Израиля, подобен человеку, у которого нет Б-га". Отсюда следует, что часть Страны Израиля, не находящаяся под суверенитетом Израиля, подобна загранице!
А сегодня? К сожалению, даже при наличии государства, мы не хотим быть самостоятельными, ставим себя в зависимость от гоев. Это наш собственный выбор. Мы вышли из галута, но галут и безверие не вышли из нас. Полное Избавление еще не пришло. Поэтому, в эту пасхальную ночь, в эпуху окончания порабощения иноплеменниками, мы выражаем надежду на то, что в будущем году примем на себя бремя Царства Небесного и Веры во Всевышнего. Сбросим бремя гоев, которое сами наложили на себя. Мы можем принять такое решение моментально!
"В будущем году". Взгляните! Несмотря на все физические и духовные тяготы галута, искривившие еврейскую мысль, осталось в еврее стремление к независимости. Год за годом мы не теряли уверенности, что в следующем году будем свободными! Эта уверенность беспрецедентна, сверхестественна, и сама по себе доказывает предназначение народа Израиля, его вечность – вне зависимости от поведения. Ибо поведение народа в течение лет изгнания никогда не было безупречным – не всегда евреи соблюдали заповеди, разумеется были далеки от еврейской идеи. Но при всем этом в нас, вечном народе Всевышнего, оставалось нечто неугасимое - вера в неизбежное Избавление. "Свободные люди" – кто он, истинно свободный человек? Он "хлеб бедных", который свободен от пут материальности. Потому что тот кто погружен в материальное, даже если ему кажется, что у него есть возможность делать все, что считает нужным, на самом деле порабощен своими страстями и не способен к продвижению. Страсти тянут его вниз. Если он и верит в некий путь, то видит, что "не может" идти по нему, не может способствовать его осуществлению, -так как тысячи его маленьких поработителей все время тянут к себе.
В противоположность ему, тот кто "беден" материально, не порабощен плотскими желаниями, страстями, действительно способен продвигаться и преодолевать трудности, не раз встречающееся ему. Он верит в свое предназначение. Ничто не мешает ему собраться с силами и исполнять миссию, выглядящую в глазах обычного человека "нереальной". Именно такой человек – истинно свободный. Злодейская власть может заключить его в тюрьму, но он на самом деле в тысячи раз свободнее своих тюремщиков, боящиеся слышать правду и не имеющих возможность принять ее, поскольку боятся, что такое принятие приведет к отказу от страстей и гордыни. Страстей и гордыни, укравших у его души свободу. Говорил раби Йехуда хаЛеви: "Только раб Всевышнего свободен".
Перевод Б.Новака.
Читайте также
Биньямин-Зеэв Кахане
АГАДА ЕВРЕЙСКОЙ ИДЕИ
(Отрывки из "Агады Еврейской Идеи" рава Биньямина-Зеэва Кахане, Зехер Цадик лиВраха).
Биньямин-Зеэв Кахане, другие статьи
Статья опубликована на сайте Аналитической группы МАОФ //rjews.net/maof