Просветительский фонд (тезисы к проекту) -------------------------------------------------------------------------------- Седьмой Канал - Израильские новости на русском языке. Константин Бойко 11 Сентября 2006 -------------------------------------------------------------------------------- Уезжая в Израиль, мы надеялись на лучшее. И не столько для себя, сколько для своих детей. Мы говорили себе: “Мы-то ладно. Перебьемся, поработаем хоть дворниками, хоть грузчиками, зато наши дети будут своими в своей стране. Они получат образование, они станут инженерами, адвокатами, врачами. Они будут у себя дома, равными среди равных, и они обязательно преуспеют - ведь это наши дети”. И мы работали дворниками и грузчиками. Постепенно мы как то устроились, обжились, купили квартиры, машины. Кому-то повезло больше, кому-то меньше. Но самая главная цель, то, о чем мы мечтали, уезжая, до сих пор остается утопией - будущее наших детей. Статистика: Каждый четвертый подросток-репатриант бросает школу 36% наших детей получают полный аттестат зрелости (средний показатель по Израилю - примерно 50%). 36,9% несовершеннолетних, подозреваемых в нарушении закона - новые репатрианты. 46% подозреваемых в употреблении и распространении наркотиков - подростки-репатрианты. 25% подростков, проходящих психиатрическое лечение в Израиле - репатрианты. И это при том, что репатрианты составляют лишь 11% от общего числа детей в Израиле! Причины: Отчужденность и непонимание местных реалий Многие репатрианты, даже прожив в Израиле много лет, плохо ладят с одноклассниками сабрами, испытывают психологическую отчужденность и отвращение к школьным занятиям. Им плохо понятна и непривычна местная система образования, поведение учителей и учеников, методы обучения. Они объединяются в русскоязычные компании, забрасывают учебу и ведут уличную жизнь. Трудности с языком - для нормальной учебы необходимо владеть языком на уровне родного; Прежде репатриантам позволяли сдавать экзамены на аттестат зрелости на родном языке или на иврите устно. После отмены этого правила все экзамены надо сдавать на иврите письменно. Шаткое материальное положение родителей, не позволяющее нанимать репетиторов и платить за дополнительные занятия; Плохое финансовое положение из-за отсутствия стабильной, хорошо оплачиваемой работы, ранних накоплений и выплаты ипотечных ссуд. Отсутствие перспектив продолжения образования; Репатриантские льготы у большинства подростков истекли, и в силу финансовой несостоятельности родителей это лишает детей надежды на высшее образование и стимула к получению аттестата зрелости. Очень низкое желание и готовность со стороны министерства просвещения и школ работать со школьниками-репатриантами как с отдельной категорией, требующей специального подхода и дополнительных денежных вложений; Выводы: Все это приводит к тому, что уже на стадии школьного обучения для многих из наших подростков путь к высшему образованию фактически закрыт. Даже тем, кто хочет получить аттестат зрелости, в силу упомянутых причин очень непросто осуществить свое стремление. Но таких меньшинство. Большинство, видя бессмысленность посещения школы и испытывая психологическое сопротивление, предпочитают вести себя как советские “трудные подростки” - проводить время на улице, пить спиртное, либо, что еще хуже, скатываются до употребления наркотиков. И это горькая правда. В отличие от российских школ, где наши дети были бы отличниками и примерными учениками, здесь они оказываются на положении тех самых изгоев из неблагополучных семей. Видя практическую безнадежность системы государственного образования, мы считаем необходимым наладить массовую систему помощи школьникам-репатриантам в получении аттестата зрелости и, главное, знаний, необходимых для дальнейшего образования. Мы с горечью смотрим, как с каждым годом уходит драгоценное время, и все больше детей теряет надежду на достойное образование в обозримом будущем. Мы понимаем, что эффективное решение проблемы даст только массовая организация, с привлечением профессионалов и мобилизацией немалых финансовых ресурсов. Организованные практические шаги дадут во много раз большую отдачу, чем точечная помощь отдельным людям и семьям, хотя и она чрезвычайно ценна. Первые шаги по объединению сил, анализу ситуации и выработке стратегии уже предприняты. На базе Комитета проводятся обсуждения с участием работников и добровольцев Израильской Ассоциации в поддержку детей репатриантов, психологов, представителей науки и интеллигенции, юристов. Одним из первых шагов этого форума стал поиск базы, на которой можно было бы развивать систему помощи школьникам-репатриантам. Пока что мы видим первичную базу в существующих частных репатриантских вечерних школах. С помощью добавочного финансирования они могли бы стать центрами обучения и помощи для широкого круга подростков-репатриантов. На данный момент такие школы немногочисленны и занятия в них могут позволить себе только дети из состоятельных семей. С помощью привлечения и централизации спонсорских средств мы надеемся превратить такие школы в структуру, выполняющую функции внештатных/вечерних городских учебных центров для репатриантов. Для мобилизации и координации средств мы намерены создать просветительский фонд, попечителями которого станут крупные меценаты, а также заслуженные деятели науки и культуры. Посильная финансовая и организационная помощь самих родителей будет также необычайно ценна. Ведь благодаря централизованному финансированию и управлению средствами их ребенок сможет по-настоящему учиться в вечерней школе. У нас хватает идей, знаний и опыта. Нам нужна помощь и поддержка общины. Мы должны понять, что если сами не возьмемся за осуществление своей мечты, своей надежды, если своими руками не создадим будущее своим детям, за нас этого не сделает никто. Мы сформировавшаяся община со своими запросами и со своим подходом к образованию. Взывать к государству - бессмысленно и бесполезно. Когда-то наши деды и прадеды по всей России собирали медяки в копилки “Керен-Каемет” на покупку земли в Палестине. Без их энергии и энтузиазма мы не жили бы в своем государстве. Теперь наш черед - мы обязаны сами позаботиться о будущем своих детей. Комитет в защиту демократии и прав человека
|