БерШАДский Владимiр экономист, Беэр Шева Берегите… друг друга, создавайте общины взаимоподдержки Чем ты живёшь? Что тебе дорого? Что ты ненавидишь? Оглавление Берегите… друг друга, создавайте общины взаимоподдержки 1 Теперь о пятом пункте. 3 Это было так 4 Община в Старой дореволюционной России. 5 Община у древних евреев 5 Израиль – плавильный котёл 5 Вообще о термине "община" 7 I.МОЖЕМ ЛИ МЫ в принципе ОБЪЕДИНИТЬСЯ? 7 Общины взаимоподдержки – "школы", где воспитывается чувство ЛЮБВИ К БЛИЖНЕМУ 8 "А оно нам нужно?" 8 Землячества – сейчас это ещё не общины 9 Возможно ли вообще объединить "homo soveticus"? 10 II. ВРЕМЯ ОДИНОЧЕК ПРОХОДИТ 11 Нравственные основы Общины 11 Настоящая община должна иметь записанную этику поведения. 11 Отрывки из Этического кодекса Общины взаимоподдержки ближних: 11 Настоящая Община должна также обладать финансовыми фондами взаимоподдержки 12 Настоящая Община не может существовать без денежной кассы еврейской взаимопомощи - "Гмах". Что такое "Гмах"? Это ивритская аббревиатура גמ''ח – גמילות חסדים[гмилут хасадим] – "БЛАГОДЕЯНИЕ, ДОБРОЕ ДЕЛО". 12 Заповеди: 12 С чего начинается Община 13 А Ответ - в Словах Л.Н. Толстого: 13 Община начинается с устава". 14 III. Особенности современной проектируемой Общины 14 IV. Поиск лидеров Общины –главная проблема текущего момента 15 Прошло много времени со дня памятного (во всяком случае для меня!) митинга русскоязычных репатриантов 5 сентября 2004г. Кто из вас помнит о событиях в Ашкелоне - избиение ашкелонской полицией «русских» израильтян? И вот новые избиения – и опять по расово-конфессиональному признаку. На сей раз избили представителя эфиопской общины. Этот инцидент, как нам сообщил Спутник в номере от 4.5.2005 г. произошел в день коcмо-навтики – 12 апреля – в Афуле. Что-то не слышно о митинге эфиопских фалашей. За дело, видимо, взялись квалифицированные и хорошо оплачиваемые адвокаты, которых оплачивает сама эфиопская община израильтян. Но этот прискорбный для нас и для них случай дал повод ещё раз напомнить НАМ, какое ничтожное "место" мы занимаем в спектре израильского общества – спасибо за это Михаилу Ронкину, который из номера в номер бьёт во все "колокола": ДО КАКИХ ПОР, КОГДА ВСЁ ЭТО БЕЗОБРАЗИЕ КОНЧИТСЯ, … Ко всему, что пишет Михаил Ронкин со слов Авигдора Либермана и Леонида Бравштейна, можно добавить, что на государственной церемонии и официальном концерте, посвящённом дню победы, мы услышали и марш американских ветеранов, и любимую песню войск Монтгомери и даже песню французских маки, но израильский хор не исполнил ни "Катюшу", ни "Священную войну". Но когда же звуки "колоколов" – статей Михаила Ронкина - наконец разбудят нас? Тогда, когда мы, наконец, осознаем, что в условиях израильской правовой системы и созданной избирательной системы нужно: 1. В 20 раз актинее участвовать в избирательных компаниях. Почему? Да потому, на последних выборах в Беэр-Шеве из 80000 "нашего" населения пришло на избирательные участки… ок. 4000. Это ли не позор?! 2. Голосовать только за тех кандидатов, которые не отгораживаются от людей секретаршами (от которых только и слышишь "Ани лё мевина"), которые не только выслушают (хотя бы в течении отведённых 10 минут, ведь болтать мы тоже умеем!), но и посоветуют тебе как действовать. 3. Голосовать только за тех, кто говорит тебе ВСЮ ПРАВДУ, как бы горька она не была. 4. Знать и понимать традиции и обычаи Исраэля, уважать их, искать точки соприкосновения с разными "коленами" Израиля, сознавать, что мы, несмотря на различия, ЕДИНЫЙ НАРОД ИЗРАИЛЯ! Категорически неприемлю злобные высказывания, (а тем более действия!), направленные на других израильтян. Знать все обстоятельства разрушения первого и второго Храмов – для этого нужно только прочитать Книгу пр. Иеремии и книгу Иосифа Флавия "Иудейская война" (путь зелотов приводит только к Масса-де!) 5. Знать историю общественной жизни исраэльтян в рассеянии (в галуте). Знать, что ситуации, в которой мы оказались (дискриминация не только старшего, но и младшего поколений и всё остальное, о чём неоднократно писал, пишет и надеюсь, будет писать Михаил Ронкин ), БЫЛИ НЕОДНОКРАТНО, и если эти ситуации повторяются в Израиле, значит мы ещё не вышли ни из "Египта", ни из состояния галута. Но что же дальше? Ну, написал, отнял время, а что же делать конкретно мне (а я говорю и о вас - читатели) – не политику, не бизнесмену (в бизнес нам ход тоже заказан)? – скажут многие. А вот что. С первыми тремя пунктами-путями ещё более-менее понятно. Четвёртый путь – тяжёлый, требует времени, терпения, а главное – хороших учителей. Вы, читатель, знаете таких? Я знаю у нас в Беэр-Шеве по крайней мере трёх Учителей Знания: Баруха Каминского, Исраэля Спектора, Мирьям Бен-Давид. И поверьте мне – это Учителя с Большой буквы. Вот, к примеру, недавно Барух Каминский вернулся из Москвы, где проводил семинары в местной еврейской школе. Мои учителя -преподаватели клуба "Морешет (Наследие)". В клубе "Морешет" выступают многие известные Учителя из Бней Брака. А недавно была встреча с известным бардом-философом Юлием Кимом. Многие, живя и в Беэр-Шеве, и в Негеве имеют возможность вкусить сладость Знания в "Морешете", но не делают этого! Почему? А просто из-за той самой душевной лени и "нашего" глупого высокомерия, говоря – "а ЗАЧЕМ? Чего мне учиться, я сам кого хошь обучу". Но не обучают, а поучают (сразу приходит на ум песенка на слова Булата Шалвовича Окуджавы)! А что в результате такого невежества? То, что ОНИ ведут себя - в глазах коренных израильтян - как пришельцы-варвары. И то, что некоторых из "наших" не закидывают камнями (как непременно бы сделали мусульмане) объясняется только соблюдением заповеди "Пришлеца не обижай, помни, что ты сам был пришельцем". И пусть вас не удивляет, что большинство сабров оценивает "наших" (даже тех, кто может изъясняться на иврите) отрицательно – ведь, к сожалению, большинство "наших" не уважают исраэльскую культуру, не читают исраэльских Книг даже в русском пе-реводе, не желают учиться Свету Торы, заповедям. Теперь о пятом пункте. Что, вспомнилось что-то родное? А? Ну да, это пункт – "национальность" в советской анкете при заполнении данных на паспорт. А национальность у нас в Израиле – пока "олим хадашим мирусия". И полнокровными израильтянами мы станем только тогда, когда: 1. Станем понимать, о чём говорит израильское радио, причём не только радиостанцию РЭК``А; 2. Станем постоянно изучать и совершенствовать свой иврит (необязательно до уровня Баруха Подольского, но стремиться к этому); 3. Займём подобающее нашему образованию и человеческим качеством место в общественном спектре израильского общества, а также будем трудится там, где лежит наша душа (ну, у кого какая склонность или что осталось); 4. Набравшись терпимости и терпению, научимся уважать обычаи обычаи Исраэля и любого колена-племени; 5. Научимся науке взаимоподдержки, взаимовыручки, будем любить НАШИХ Ближних. Там, где людей запирают в гетто или они сами себя запирают в гетто (а именно с некоторыми "нашими" это и происходит!), это и есть состояние галута. Это было так. Расскажу о своих личных впечатлениях от встречи с "живой историей". В своей практике я встретил "стариков золотого возрас-та" , которые отлично помнили еврейскую жизнь до 1939 года в Румынии, Бессарабии, Литве. Я спрашивал у них, - кто жил тогда лучше – евреи или неевреи? Ответ был неожиданным: в среднем лучше жили евреи. Ведь, как рассказали мне мои собеседники, евреи в Бухаресте: бесплатно учились в еврейской школе (или получали дотацию на образование), бесплатно лечились в еврейской больнице, получали "субботний продовольственный паёк", талантливые юноши могли получить "грант" на получение образования в лучших университетах Европы. И т.д. и т.п. А откуда шли деньги? Из Америки? Нет - из маленьких коробочек с надписью "цдака ", которая была в КАЖДОМ еврейском доме. В книге "Шульхан арух" – этом своебразном еврейском гражданском кодексе – записано, что у каждого Еврея есть обязанность - отделять 1/10 части сво-его дохода на цдаку. (А дальше мой собеседник рассказал мне то, чего я не знал!) Раз в месяц в доме появлялся габай – сборщик налога (ведь цдака – это социальный внутриобщинный налог!). Габай вскры-вал коробочку с цдакой, аккуратно пересчитывал деньги, выдавал квитанцию и относил деньги во взаимный фонд кехилы. Как трати-лись деньги цдаки? Прочтите этот абзац ещё раз. Община в Старой дореволюционной России. «Страх перед угнетением и голодом был одной из причин консолидации российского кре-стьянства в рамках традиционной поземельной общины... В общине традиционно была взаимо-поддержка крестьян в случае несправоцированного угнетения или стихийного бедствия. Такие общины назывались мiр. Часто такие общины группировались вокруг местной церкви. Решив вступить в Общину, мирянин подписывал соглашение, в котором оговариваются условия пребывания: он обязан соблюдать Устав общины, выполнять основные требования и «Этический кодекс». Закон учтивости — честность, порядочность и взаимоподдержка в общине обязательны. Нарушивший хоть один из «Законов дома» по постановлению общего собрания должен уйти с правом возвращения при условии выплаты "виры". В России раньше были крестьянские общины, с которыми боролись все власти – и Столыпин (Председатель кабинета е.и в. в 1906-1911 гг.), и Ленин, и другие правители евразийской импе-рии. В сознании "наших" гомо советикус" слово "община" прочно вызывает отрицательную ассоциацию чего-то древнего, устарелого, эта ассоциация вбита в мозги активной пропагандой. Ещё большее отрицание вызывает название (бытовавшее в России ещё до ВОР ) еврейской ашкеназийской общины – КАГАЛ (обычно при этом издевательски вспоминают Касриловку Шолома Алей-хема). Община у древних евреев Ивритское "קהלה" – "КЕХИЛА" или "КЕХИЛАТ КОДЕШ". [Кехила – собрание людей, кодеш – "отделённый", "идеал, поднятый над будничным"]. КЕХИЛА – группа людей, связанных общими идеалами. За подробностями отсылаю читателя к книге проф. Яакова Каца "Кризис традиции на пороге нового времени" . В Израиле в конце 198…х годов о русскоязычных объединениях не помышляли. Господствовала идеология "плавильного котла", т.е. отрицания индивидуальных особенностей репатриантов из разных стран мира. Израиль – плавильный котёл? Когда создавалось государство Израиль, была разработана теория "плавильного котла": "Вот, дескать, приедут сюда евреи из Польши, Венгрии, России, Марокко, Ирака, Америки, Франции, из Эфиопии, наконец. Приедут, их бросят в кибуцы, они там научатся ивриту, кто-то пройдёт гиюр, все переплавятся и получится единая нация." Однако, что получилось - в израильских городах мы видим синагоги американские, канадские, французские, аргентинские, эфиопские, грузинские, бу-харские, "горскоеврейские", но почему-то почти нет "русских", (ну хорошо – ашкеназско-восточноевропейских, идишских – я знаю?). И мы видим, что евреи в Израиле, также как и в СССР, столкнулись с ещё одной проблемой, которая до сих пор не стоит в планах мисрад клиты, но на неё уже немножко обратил внимание наш дорогой "Сохнут". Эта проблема – полное разру-шение еврейской Общины. За пределами Израиля еврею с "еврейским воспитанием" легче избежать обрушения Общины, потому, что "еврейский" еврей стремится быть рядом с другим евреем, и, когда вокруг враждебные антисемитские силы, нужна защита в виде Общины. Организаторы жизни в Эрец Исраэль в начале ХХ века решили, что Община – понятие отжившее, понятие "галутное", а так как в Эрец Исраэль галута быть не может, то и Община не нужна. Но, оказывается, состояние галута – духовного галута – может быть и в Израиле. Настоящего сплава в Израиле не получилось, да и не могло получиться. Получилась, по терминологии этнолога Л.Гумилёва, "химера", которая, как показывает эксперимент с созданием "советского народа", неизбежно распадается на составные части, если люди не научатся понимать и уважать обычаи других конфессий и национальных групп (единственный положительный пример удачного совместного проживания около 120 национальностей вместе – Ташкент до 1992 года (до принятия закона "О государственном языке"!). Ну, подумайте сами, человек с эфиопским взглядом на мир не может смотреть на него глазами "француза", а американский юмор не понятен человеку, воспитанному на Райкине и Жванецком. Да, учить, изучать (!) иврит необходимо. Ведь его, как язык Библии, изучали даже в средневековых испанских, франзузских, германских и итальянских университетах в мрачные годы средневековья. Но мы не можем отказаться от нашего русского наследия, отказываясь от своего русского происхождения, от наследия русскоязычного еврейства, мы превращаемся в людей, которые не имеют своего лица, оказываются никому не нужными, никем не уважаемыми (несмотря на наш как бы огромный вклад в экономику, в достижения Израиля.) Только во многообразии, только во взаимном уважении могут сохраняться такие государства, как США и Бразилия, Аргентина и Индия, Австралия и Франция. И Израилю тоже необходимо приобрести толерантность всех групп населения друг к другу, иначе государство ждёт неминуемый распад. Наша жизнь не может быть полной, в том числе без русскоязычной культуры, если наши русскоязычные люди не построят собственные общины. А к чужим мы никогда не примкнём (хоть и будем их уважать, требуя уважения и к себе – но это уважение надо ещё заслужить, построив нормальные работоспособные ОБЩИНЫ!). Даже если мы и будем знать языки и даже культуры, нас, как к уже готовому пирогу, не допустят до ведущих мест - нигде. Вспомните, у Чингиза Айтматова была приведена о людях-манкуртах. Это были люди, попавшие в рабство, у которых пыткой была стёрта память о прошлом. И что же? Они навсегда превращались в бессловесных рабов. Не такой ли пыткой является постановка человека в такие условия, когда он вместо своей родной профессиональной деятельности будет работать не так, на что он способен, а так, чтобы выручить ценой потери своей индивидуальности лишний шекель. Так что же ждёт русскоязычных израильтян, когда, как мне говорят многие, "вымрет старое ещё "советское поколение"? Неужели новое поколение забудет русский язык, не будет знать «русскую» культуру, исчезнет - вот тогда и изменится тот самый пресловутый «галутный менталитет». Но я–то не хочу, чтобы с ментальностью эпохи борьбы с космополитизмом исчез тонкий ашкеназийский юмор пополам с печалью Шолома Алейхема и Михоэлса, лиризм и детскость Маршака и сталь Эренбурга, философская глубина Пастернака, Шкловского и Каверина, острота Ильфа и Райкина, мудрость Козакова и Гердта, чистота Алексина и Рыбакова.
Источник: http://www.israel.moy.su/forum/18-22-1 |