БерШАДский Владимiр экономист, Беэр Шева В начале 1990-х годов начали создавать землячества по принципу: "мы жили вместе до Израиля, так давайте дружить". Эта "дружба" касается, в основном, организацией досуга, турпоездок. Это, конечно, не так плохо, но не может научить людей любить , а значит и поддерживать друг друга. А ведь это и есть основная цель общинной жизни! Не пора ли нам объединяться не на земельной, а, так сказать, на «еврейской основе?" Вообще о термине "община". Многие полагают, что русскоязычные общины уже существуют. При этом ссылаются на существовании так называемых грузино-еврейских, бухарско-еврейских и прочих русско-еврейских, украино-еврейских, белорусско-еврейских союзов, землячеств и прочая, и прочая. Но разве это общины? Есть общности, но не общины. Поясню разницу между «общностью» и «общиной», пользуясь толковым словарём Владимира Даля (орфография его). «ОБЩНОСТЬ – свойство общнаго, общего» У «общности» людей общее - место происхождения (это «землячество»), может быть какие-то общие обычаи, привычки, кухня, традиции. «Община»-–это «складчина, братчина, общее имение или достояние, артельщина». Значит задача «общины» – обеспечить «выживаемость» людей, защищать членов общины от врагов и обидчиков, вместе трудится, зарабатывать «артельно» деньги. I.МОЖЕМ ЛИ МЫ в принципе ОБЪЕДИНИТЬСЯ? Что заставляет людей сплачиваться? Неужели только "палка"? Неужели нужно ждать очередного полицейского избиения, чтобы в очередной раз помитинговать и тихо разъехаться на автобусах по своим гетто? Позволю себе некую аналогию. Репатриантов условно можно разделить на две группы: 1) «неотёсанные камни»; 2) «глина». В процессе абсорбции представители первой группы ищут свободные «ниши» или как-то пытаются втиснуться в готовое «здание» израильской действительности. Так как они не подходят к свободным ячейкам, то постепенно начинают «стёсываться» и подгонять свою «форму» под нужные «размеры». Представителей второй группы «месят» в ульпанах, кибуцах, формуют кирпичи и «обжигают» на различных испытаниях. Земляческие объединения подобны домикам, которые кто-то пытается сложить из «камней» и «кирпичей». Однако, всякий хороший строитель знает, что для строительства дома недостаточно иметь камни и кирпичи. Необходимы: чёткий проект, несущие балки и раствор, который скрепляет камни и кирпичи между собой. И вот тут, как у Райкина: кирпич есть – раствор йок. «Раствор» - это идеология взаимопомощи. Нет не только этой идеологии, нет также и понятия, что человек обязан помогать ближнему своему. Следовательно, не возникает и чувства ответственности друг за друга. Нет финансовых фондов для оказания помощи ближнему. Нет самого понятия "ближний". И если «Строитель» хочет, чтобы дом его стоял крепко всё это необходимо создать. И начнем с определения "БЛИЖНИЙ". Общины взаимоподдержки – "школы", где воспитывается чувство ЛЮБВИ К БЛИЖНЕМУ. Необходимость Общин взаимоподдержки видится мне не только для материальной поддержки нуждающихся в решении ИХ частных проблем. Может быть важнее то, что Общины взаимоподдержки нужны для внутреннего перерождения людей, воспитания у них ЧУВСТВА ЛЮБВИ К БЛИЖНЕМУ – не к каким-то где-то голодающим или страдающим неизвестно от какой-то болезни неграм, палестинцам, индейцам, …, - а своим точно также страдающим родным, соседям, близким по духу людям. Для возникновения любви к ближнему нужно знать – КОМУ ТЫ ПОМОГАЕШЬ. Человек же, которому помогает Община, не должен знать определённого человека (он должен только знать, что источник помощи – цдака , исходящая от Общины), он знает, что ему помогают ВСЕ общинники. Поэтому, он будет испытывать чувство признательности ко всем без исключения людям, вносящим деньги в фонд взаимоподдержки, в Общину . И ещё. Тот, кто никогда не помогал другим общинникам, не может рассчитывать на помощь для СЕБЯ. В этом отличие Общины взаимоподдержки от благотворительного фонда. Примечания к уже опубликованной части: 1* Корни мои в Ташкенте, Одессе, где-то в Самарской губернии в России,… 2* Один из них – Марк Феллер, родом из Бухареста 3* Ивритское слово "צדקה -пожертвование, праведность, справедливость". Подробно о цдаке – см. своеобразный "Гражданский кодекс евреев " – "Шульхан арух", ч.34 4* Габай – староста общины 5* ВОР – великая октябрьская революция 6* №170 Библиотека-алия, 1991г. 7* Интересно, что в иврите слово "любовь" – אהבה, а слово הבה означает "давайте". Так как буква א означает силу Всевышнего, то посудите сами, - что это такое ЛЮБОВЬ ! «Любить – это значит ОТДАВАТЬ больше, чем рассчитываешь получить» Интересно, что в иврите слово "давайте" – הבה, а буква א обозначает божественную силу. «Любить вообще, значит делать добро. … И любовь не есть только слово, но есть деятельность, направленная на благо других» «Любовь – не любовь к одному исключительному лицу, а душевное состояние готовности любви ко всему, есть то состояние, в котором одном мы сознаём божественное начало нашей души» «Мы любим людей за то добро, которое мы им сделали, и ненавидим за то зло, ко-торое мы им сделали» (Л.Н. Толстой) 8* Цдака – от ивритского слова צדקה – БЛАГОДЕЯНИЕ. В ЕВРЕЙСТВЕ, у ивритоговоря-щих людей существуют т.н. ГМАХи (от ивритского גמ''ח – גמילות חסדימ ) – благотворительные учреждения, выдающие беспроцентные ссуды. Русскоязычные о ГМАХах ничего не знают. Источник моих знаний – иврито-русский словарь 9* Перипетия (греч.) – неожиданное обстоятельство, вызывающее осложнения, внезапная перемена в жизни 10* Кстати, был такой центр и в Беэр Шеве, но сейчас он закрыт из-за отсутствия хотя бы минимального финансирования. Сейчас возникает новая структура, также работающая на общественных началах, но будущее её по-ка не ясно. 11* Электорат - круг избирателей 12* Тора, Ваикра, 19:18 13* состоявшемся 5.09.2004г. II. ВРЕМЯ ОДИНОЧЕК ПРОХОДИТ Хотя "нас" в Израиле много, надо признать, что слова, сказанные на митинге в Ашкелоне , к сожалению близки к истине: мы слабы и беззащитны потому, что не можем объединиться, а объединиться не можем потому, что НЕ ЗНАЕМ законов еврейского общежития, законов взаимоподдержки, основ общественной жизни. Что мешает нам, жителям Израиля установить тёплые, товарищеские отношения взаимопомощи? Мешает одно: невежество. Я опрашивал "наших", находящихся в стране около или более 10 лет . И мало кто ответил мне на вопросы, что такое «милосердие», «цдака», кто такие «ближние» . Настоящая община должна иметь записанную этику поведения. Отрывки из Этического кодекса Общины взаимоподдержки ближних: • "Не мсти, не храни злобы на общинника – ближнего твоего, а люби общинника- ближнего твоего, - как самого себя. • Прежде научись любить самого себя – отделяй десятину (цдаку) в Общинный Фонд взаимоподдержки. • Не окружай себя скорлупой ("клипой") пессимизма и неверия. Дай Свету знаний проникнуть в твою душу. • Учись тому, что принесёт пользу членам Общины. Учи полезному других членов Общины. • Не "закапывай" свой талант в "землю депрессии" – поставь его на службу благим делам – цдаке. Настоящая Община должна также обладать финансовыми фондами взаимоподдержки В Общине необходимо создать финансовые фонды взаимоподдержки. Эти фонды будут иметь написанные, публичные Правила деятельности. Эти Правила, сформулированные в уставы, будут экономически грамотными, публичными, прозрачными, написанные на понятном людям языке. Фонды взаимоподдержки работают только с учётом современных экономических и банковских технологий. Сумму цдаки может определять каждая община самостоятельно, и это записывается в устав общины (по еврейским законам она должна быть 1/10 часть от дохода). Жизнь Общины не может быть отделена от МОРАЛЬНОЙ, так и МАТЕРИАЛЬНОЙ ВЗАИМОВЫРУЧКИ! Настоящая Община не может существовать без денежной кассы еврейской взаимопомощи - "Гмах". Что такое "Гмах"? Это ивритская аббревиатура גמ''ח – גמילות חסדים[гмилут хасадим] – "БЛАГОДЕЯНИЕ, ДОБРОЕ ДЕЛО". Почему именно еврейской взаимопомощи? Потому, что в "Шулхан арухе" – в этом своеобразном еврейским гражданским кодексе сказано: "Открой руку свою и пусть будет жить брат твой, как и ты. И всякий, кто видел бедного и отвёл глаза и не дал ему, нарушает запрет Торы: "Не ожесточай своего сердца и не отдёргивай своей руки от своего нищего брата". Кто это - брат? Только ли твой ближайший родственник или твой ближний из народа твоего? Пополняется касса Общины членскими взносами, а расходуется "цдакой" (От ивритского צדקה - "пожертвование, праведность, спра-ведливость"). Цдакой мы называем суммы взаимопомощи. По "Шульхан Аруху" самая высокая степень цдаки - давать заём или ссуду, или найти подходящую работу". Люди смогут объединиться лишь на твёрдой нравственной основе. И такой "платформой" являются Заповеди: 1. «Не мсти, не храни злобы на сынов народа твоего, а люби ближнего твоего, как самого себя» (Тора, Ваикра,19:18) . Это- главная Заповедь Общины. Но есть ещё: 2. «Не крадите, не лгите и не обманывайте друг друга. 3. Не обирай ближнего твоего и не грабительствуй, и не задерживай у себя на ночь заработка наёмника до утра. 4. Не злословь глухого и перед слепым не клади претыкания… 5. Не ходи сплетником в народе твоём; 6. Не оставайся равнодушным к крови ближнего твоего» 7. «Не делай другим того, что неприятно тебе самому» Обратите внимание на заповеди 2 и 3. Израильский интернет-Сайт "Pravo" заполнен вопросами, касающимися невыплаты заработной платы. А сколько раз нас обманывали, не показывая всех законов – это ли не "перед слепыми претыкания"? С чего начинается Община Давайте разберёмся. Азербайджанцев в Москве немного и, чтобы выжить, они вынуждены (!) помогать друг другу, помогать своим, БЛИЖНИМ, ибо точно знают, что армяне, например, вряд ли помогут им - азербайджанцам . То же самое можно сказать и об армянской диаспоре. В Москве цыгане точно знают, что любой цыган любому цыгану товарищ и брат! Почему же благородное чувство товарищества и братства теряется, когда речь заходит о русских или русскоязычных? Почему нет русскоязычных общин? Причём их нет НИГДЕ В МИРЕ! Не пора ли напомнить, что слово "наши" - Близкие по духу и по племени "НАШИ ЛЮДИ" – произошло от еврейского слова "аНАШИм", что означает "ЛЮ-ДИ". Ну и что? А то, что На многих языках самоназвание народа переводится как "ЛЮДИ" (например,цыгане -"РОМАЛЭ"; "луораветлан" – по ЧУКОТСКИ- "на-стоящий человек" и т.д.). Для древних ЛЮДЬМИ были ТОЛЬКО свои одноплеменники. Другие – были чужаки, НЕлюдь, или ВАРВАРЫ (эллинск.). В русском языке слово "НЕМЦЫ" –"немые", которые не могут говорить СЛОВами, как СЛОВЕНЕ-славяне. Но тогда почему же, когда говорят "наши", у некоторых "русских" скулы сводит от злобы и зависти ? Вот ГДЕ загадка! А Ответ - в Словах : «А я говорю: возьмитесь рука с рукою те, которые любят добро, и пусть будет одно знамя – деятельная добродетель! Я хочу сказать только, что все мысли, которые имеют огромные последствия, всегда просты. Вся моя мысль в том, что ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое. Ведь как просто!..» Просто! Но что это значит "возьмитесь рука с рукою"? Объединить Людей для взаимовыручки, для взаимоподдержки могут не "маленькие люди", а ЛИДЕРЫ - Люди порядочные, т.е. знающие и выполняющие ПОРЯДОК, принятый в обществе. Если этот порядок записан и доступен всеобщему рассмотрению, - это уже Устав. Община начинается с устава". В основе неудачных попыток создания общин и большинства их внутренних проблем лежат недостатки их уставов. В основе большинства недостатков уставов лежит их не до конца последовательная ясность и "расписанность" процедур. В Устав нужно включать такие нормы, которые будут способствовать уверенности членов общины в том, что их проблемы всегда будут решены на том уровне, который они сами обеспечили своими взносами или деловым участием. Эти методы и способы их решений должны быть подробно отражены в проектируемом мной Ус-таве Общины. Численность Общины не имеет значения. Но не стоит стремится по-стоянно увеличивать количество членов общины. Важно, чтобы общинники лично знали бы друг друга, иначе может возникнуть недоверие к Общине. По оценкам психологов оптимально максимальное количество общинников – 150 семей. Необходимо строго "по-бюрократически" соблюдать действующие Уставы. 14* Кстати, русское слово "зависть" имеет еврейско-ивритские корни. Ведь "зав" – это зловонное гнойное истечение: "зав+ист" III. Особенности современной проектируемой Общины Доверенные услугодатели Общины. В Общине должны быть доверенные услугодатели, вносящие членские взносы делом. Община оплачивает их издержки при оказании услуг членам-услугополучателям. Вся работа должна документироваться, а в особенности та, которая связана с общинными средствами. Поэтому, кроме устава, у Общины должны быть рабочие документы и бланки, в том числе и Членские документы с учётом членских взносов, и квитанции сбора и контроля членских взносов, и публичная главная книга по поступлению членских взносов и расходу денежных средств на цдаку и на оплату издержек доверенных услугодателей.. Новая община не должна повторять ошибок старой (15*) . Поэтому все документы Общины взаимоподдержки должны быть совместимы с правом и законами Израиля или той страны, в которой Община работает. Но и устав, и документы Общины должны дойти до порядочных и честных Людей. Они не должны попасть в руки людям порочным. Как же это сделать? 15* Например в старой Кехиле ("Кагале") руководство было не подотчётно членам общины. Никто не мог покинуть общину безнаказанно. Наказывали власти – вплоть до тюрьмы. Никто не мог потребовать хоть часть своих денег назад – взносы были в виде налога, а не членские добровольные.] IV. Поиск лидеров Общины – главная проблема текущего момента. А. Либерман в одном из своих выступлений как-то заметил, что в русскоязычном секторе катастрофически не хватает лидеров. Но что такое лидер? Качество настоящего Лидера: 1. Порядочность; 2. Ответственность за дело и доведение его до определённого планом результата; 3. Самоконтроль; 4. Чувство справедливости; 5. Отсутствие трусости; 6. Определённость решений; 7. Определённость планов; 8. Привычка требовать от себя больше, чем от подконтрольных; 9. Располагающая к себе Личность; 10. Сочувствие и понимание других; 11. Знать все детали; 12. Ответственность за дела своих подотчётных; 13. Совместная работа. Пассивная позиция, "клипа" ("скорлупа пессимизма"), мешает осуществлению благородной цели - образованию общин. Будущее русско-еврейской общности (и не только в Израиле!) зависит от того, насколько мы сможем изменить пассивную позицию на активную, хотя бы у малой части русскоязычных людей, у тех из них, у которых не потеряна пассионарность, чувство чести, совести, порядочности. Таких людей необходимо делать ЛИДЕРАМИ общинного движения, материально поощряя их энтузиазм разумной частью от внесённых членских взносов привлечённых ими в Общину людей. Роль Лидеров Общин заключается в доверительном хранении Уста-ва и главной книги, показ и разъяснение интересующимся статей устава, целей и задач Общины. Для того, чтобы превратить "homo soveticus" в "homo sapiens" необходима большая просветительская работа. Очень большой процент "русскоязычных", заражённых депрессией, окружили себя скорлупой ( Скорлупа – по науке кабале "клипа", которая не даёт Божественному Свету освятить душу человека.) пессимизма , они не будут просвещены, пока не найдут в себе силы сбро-сить с себя скорлупу. Но я оптимист. Я верю, что ещё есть люди, у которых скорлупу можно пробить. А может быть при помощи этой статьи найдутся люди, у которых нет этой проклятой "клипы"? Пусть те, которые любят добро, честные люди, заинтересованные в создании общин взаимоподдержки, обратятся к автору этой заметки по электронной почте: Vladimir.b@012.net.il или по пелефонам 050-7141341; 050-8486361.
Другие статьи по теме
Источник: http://www.israel.moy.su/forum/18-22-2 |