Известное всем выражение: точка возврата – место, откуда еще можно – хватит топлива, сил, времени - вернуться на исходную позицию, чтобы потом начать движение заново. Есть еще понятие «развилки» - когда выбор сделан: «направо пойдешь, прямо пойдешь…». Или свернешь-таки налево?
И отдельный человек, если он способен обдумывать свои поступки, и страна, если она в состоянии принимать свои собственные решения, - в некоторые моменты существования находятся на развилках или в точках возврата. Такие моменты принято, несколько высокопарно, но абсолютно точно, называть судьбоносными.
История, увы, не так часто предоставляет своим персонажам: народам, его правителям и его массам подлинное, «чистое» право выбора. Но даже ограниченные обстоятельствами и временем, мы, по идее, прежде всего, должны думать о цене и последствиях. Хорошо ли граждане нашей страны подумали, опуская бюллетени? Будущее, которое не должно любить слово «если бы», но охотно потом пользуется сослагательным наклонением, - это будущее увидит и покажет…
И вот оно наступило. Пока еще не такое отдаленное, однако, уже совсем непохожее на вчерашний день. Точка очередная возврата пройдена, и «самолету» остается лететь дальше в расчете на хорошую погоду и принимающий аэродром. В нашем конкретном еврейском случае – рассчитывать на хорошую международную «погоду» не приходится, а посадочное поле (наша земля) – всегда под обстрелом. Так было и будет. Это не пессимизм, пессимисты здесь не выживают, это, как раз - исторический оптимизм: быть, несмотря ни на что.
Но не брать в расчет, демонстративно игнорировать конкурентов борьбе за пространство и геополитические тенденции – уже не оптимизм, а легкомыслие, расчет на авось, реакция на опасность смертельно усталого человека: мол - делайте у себя, что хотите, возьмите уже, что вам надо и оставьте меня в покое. Проблема в том, что им надо все!
Это не вопрос злой или доброй воли той стороны, сторон, квартета, «сообщества», которые пожелают или не пожелают признавать наши односторонние телодвижения. И мы, на их месте, наверное, не пожелали бы. Но мы-то – на своем. Дело в фатальном на сегодня несовпадении наших понятий со взглядами «лидеров-пассионариев» мусульманского мира. Дискурсы, как теперь говорят, больно разные. Вот, если бы, на месте Израиля здесь стояла просто арабская страна, сколь угодно враждебная соседям, перспективы у мирного процесса, были бы вполне понятные и реальные. Как у противостояния той же Белоруссии всей Европе – они же, по крайней мере, говорят на одном цивилизационном «языке». Правда, на непохожих диалектах.
Нам же на ближнем Востоке стоит для начала научиться, хотя бы, по-настоящему понимать враг врага. Ведь, когда три четверти (как минимум) населения соседствующих территорий, испытывают взаимные страх и ненависть, а остальные – чувство, не менее взаимного, дискомфорта, - любое решение конфликта, кроме военного, представляется неуместным. Но полное военное решение, похоже, уже прошло свою точку возврата, и значит, Израилю остается спокойное, но активное сдерживание неприятеля. В надежде превратить его в приятеля и в расчете на исцеляющую (и убивающую?) работу лучшего лекаря - времени.
Вот почему кажется неосмотрительным идеализмом и самонадеянностью громогласно и окончательно выбирать развилку на нынешнем дереве возможностей. И тем более, лезть по этой ветке все дальше и дальше под взглядами изумленных зрителей. Впрочем, эта способность отрицания реальности и построения утопий в одностороннем порядке появилась у евреев не вчера. А быть может, она и есть – проявление нашей избранности? Божественного предназначения делать сказку былью, не смущаясь обидными неудачами? Тогда и результат попытки, хоть и известен заранее, но предопределен генетически.