"Гаарец": Кому интересен наемный работник? Обновлено 06.04 15:26 Ноам Абхасра, Авишай Баниш, "Гаарец", 06.04.2006 Если рассмотреть проходящие в Израиле дискуссии по поводу социально-экономической политики, то, на первый взгляд, никто не возражает против того, чтобы стимулировать безработных к выходу на рынок труда. Все выступающие на эту тему исходят из предположения, что у человека работающего выше социальный статус, а получаемый им от работы доход в состоянии обеспечить ему достойный уровень жизни. Ну, наконец, хотя бы минимальные права, которые оговорены в законе. Это предположение всеми считается истинным. Многочисленные высказывания с предложением бросить пособие и начать работать, иными словами, променять экономическую зависимость на независимость, стали сердцевиной тех далеко идущих шагов, которое предприняло правительство в течение последних лет. Но, право же, наша опытность в подобных вопросах заставляет поставить в этом месте жирный вопросительный знак. Мы совершенно справедливо сомневаемся, что наше государство на самом деле предано этим принципам. Отсутствие преданности государства вышеупомянутым принципам начинается с бардака в собственном доме. В прошлом году мы приняли участие в специальном проекте, организованном "Клиникой по увеличению занятости" в Иерусалиме. Проект был связан с проверкой условий труда в правительственных ведомствах работников по уборке и охранников, привлеченных при посредничестве контор по найму рабочей силы. Все работники – все до одного – сообщили, что неоднократно становились жертвами нарушения законов о труде. Эти нарушения в итоге "тянули" на сотни и даже тысячи шекелей на каждого работника в год. Если вспомнить, что именно государство нанимает больше всех работников через посреднические конторы, то можно составить себе представление о том, насколько сложна проблема. Но сложность проблемы проистекает не только из того, что нарушения законов о труде происходят буквально под носом у государственных властей. Сложность проблемы проистекает из-за того, что государство не уделяет достаточного внимания тем условиям, на которых нанимают посреднические конторы своих работников. Несмотря на тот факт, что проверка условий занятости не составляет особого труда и не требует высокой квалификации, почти все работники, с которыми нам удалось побеседовать, отмечали, что ни одна государственная организация, и вообще никто и никогда, не интересовался их положением. Кроме того, мы получили для ознакомления договоры, устанавливающие правила, по которым должны взаимодействовать государственные организации и посреднические конторы по найму рабочей силы. В этих договорах установлены расценки, которые вынуждают посредников работать себе в убыток – или близкие к таковым. Иными словами, те цены, которые посреднические конторы взимают с государственных организаций, не позволяют им даже окупить собственные затраты на наем рабочей силы – если, конечно, они будут платить своим работникам так, как это требует действующее законодательство. О возмещении накладных расходов и, тем более, о получении прибыли говорить вообще не приходится. Государственные организации привыкли отмахиваться от критики, раздающейся здесь и там по поводу тендеров на наем рабочей силы. Они приняли за моду утверждать, что, дескать, у подрядчиков и контор по найму есть и экономические соображения, но они не сиюминутны. Те убыточные для подрядчиков предложения, которые они подают на тендеры сегодня, должны покрываться из будущей прибыли. Все хорошо, но единственная проблема состоит в том, что подрядчики раз за разом подают такие предложения, которые их должны были бы разорить. Трудно не прийти в негодование, столкнувшись с небывалым цинизмом, который заключен в данном ответе. Ведь государственные организации, таким образом, утверждают, что посреднические фирмы обратились в самых настоящих филантропов. Они способны участвовать в работах, цены на которые не покрывают стоимость этих работ, и таким образом частично финансировать текущую деятельность правительства. Понятно, что подрядчик-филантроп еще не родился, а разницу между указанной в договоре ценой и стоимостью работ плюс прибыль выплачивают наемные работники. Истинные филантропы в данном случае – это те самые работники, нанятые посредническими конторами. Именно они ежемесячно "жертвуют" из своей (не самой большой) зарплаты в пользу подрядчиков, и опосредованно – в пользу государства. Вся беда состоит в том, что отношение государства к им же нанятым, пусть и через посредников, рабочим, - это только предисловие к настоящему роману. Риторика по поводу важности того, чтобы безработные выходили на работу, находит свое выражение в одном-единственном числе: 22. Именно такое количество инспекторов работает в министерстве промышленности, торговли и занятости на проверке условий труда. Они отвечают за проверки, связанные с наймом на рынке рабочей силы 2,3 млн. работников. Шансы на то, что работники будут подавать иски и добиваться улучшения условий своего найма в суде, весьма незначительны. Поэтому постоянный контроль со стороны государства – это решающая составляющая в деле обеспечения прав наемных работников. А практически нулевой государственный контроль – это истинное выражение того, какую важность правительство – и, по существу, все мы как израильское общество – уделяет охране этих прав. Мы надеемся на то, что очевидные результаты выборов в кнессет приведут к сокращению дистанции огромного размера между словом и делом. Только энергичный контроль над соблюдением кодекса законов о труде может привести к прекращению этого невыносимого положения. Общественность должна открыть глаза и разглядеть явление использования посредниками своих работников в качестве дойных коров. Необходимо прекратить превращение правительственных ведомств в заповедники для совершения оскорбительных для человеческого достоинства сделок. (Авторы в свое время составили отчет "Невидимые работники на государственной службе", опубликованного "Клиникой по увеличению занятости " юридического факультета Еврейского университета) Наш комментарий: Сразу видно, что люди, написавшие статью, люди, не чуждые справедливости. Однако, заметно еще и то, что они очень далеки от исчерпывающего понимания проблемы. Прежде всего, эта проблема охватывает не только государственный сектор, поскольку посреднические конторы работают не только с работодателями, представляющими государственный аппарат. Все хозяйство Израиля охвачено этими посредническими конторами. И везде ситуация такова, что работники, нанимаемые такими конторами, лишены тех же прав, которыми обладают работающие непосредственно у работодателей. Кроме этого, нанятые этими конторами получают минимальную зарплату, не получают добавок за переработки, за работу ночами и в праздники. Но есть и еще один важный момент. Вы помните, что авторы статьи обеспокоены тем, что посреднические конторы якобы поставлены в невыгодные условия нанимателями. А вот этот их диагноз ошибочен. Дело в том, что посреднические конторы фактически выполняют не работу по поиску рабочей силы - они выступают фактически как фирма-работодатель, которая предоставляет услугу другой фирме. Нанимая работников, платя им мизер, не выполняя законов о трудовых ресурсах, которым ВСЕ работодатели обязаны платить согласно квалификации, времени работы, времени суток, обязаны выплачивать стандартные выплаты, отчисления в оговоренные фонды и обеспечивать стандартные условия труда. Все эти обязательные к исполнению законы фирмы-посредники нарушают. Убежден, что истинная функция так называемых фирм-посредников другая, а вовсе не обеспечение спроса работодателей на рабочую силу: эта функция подставного работодателя, фактически рабовладельца. Убежден, что фирмы-рабовладельцы должны быть запрещены. Посредники должны посредничать, находя рабочих и получая за это вознаграждение от потребителей, фирм-работодателей. Фирмы-рабовладельцы не только не несут убытки - они наживаются выше всяких стандартов. Более того, известно, что существует негласная дележка дивидендов между фирмами-рабовладельцами и фирмами-работодателями. Только делятся рабовладельцы изящно: они платят черный нал руководству фирмы-работодателя. Поэтому реальная схема такова: Фмрма-работодатель платит, допустим, за уборщика 36шек/час. Фирма-рабовладелец платит самому уборщику 18 шек/час. Ежемесячно фирма-рабовладелец имеет на каждом работнике 5 шек/час В конвертах руководство фирмы-работодателя получает за каждого работника в конвертике 5 шек/час. Говоря об убытках, авторы просто не понимают, что фирмы-посредники и не должны иметь гонорар на каждом работнике более, чем размер его месячной зарплаты. Фактические рабовладельцы имеют во много раз больше за все время работы работника. Работника увольняют с таким расчетом, чтобы не заплатить ему компенсацию. Часто он не прорабатывает даже срока, необходимого для получения авталы (безработицы). И он, не имея средств на существование, опять должен заниматься поисками работы.
Как видите, налицо множество нарушений законов. Кроме того сама схема криминальна.
Источник: http://cursorinfo.co.il/pressa/2006/04/06/ze-trud/ |