---------------------------------------------------------------------- Информационное агентство Cursor: Пресса Израиля: 22.04.2006, суббота, 20:07 Обновлено 21.04.2006 в 15:41 ---------------------------------------------------------------------- The Marker: Мифы о бедности и верная экономическая политика Гай Рольник, The Marker, 21.04.2006 Мы присутствуем при эпохальном событии. Экономическая история нашей страны переписывается заново. Предпраздничный отчет Банка Израиля свидетельствует о том, что никогда еще наша экономика не была столь сильной. Бюджетный дефицит снижается до самого низкого уровня, в государственной казне накапливаются дополнительные средства от сбора налогов, и всем уже понятно, что единственное, что от нас требуется, - это исправить некоторые допущенные предыдущим правительством ошибки, в частности, сокращение бюджета на социальные нужды. Чем больше мы удаляемся от глубокого кризиса, поразившего нашу экономику четыре года назад, и погружаемся в волны экономического процветания, тем шире распространяется вера в такую аксиому: экономическая политика последних лет была результатом определенной социально-экономической философии, и якобы все, что сейчас нужно, - это отбросить ее и избрать верную дорогу. Если прорваться сквозь нагромождение многолетних макроэкономических данных, то можно найти в отчете Банка Израиля прекрасную возможность проанализировать некоторые укореняющиеся в последнее время мифы. Данные за многие прошлые годы плюс ясный взгляд в международной перспективе – это не то, что позволит сорвать аплодисменты в предстоящих коалиционных торгах, это выглядит совсем не сексапильно, но, может быть, имеет гораздо большее значение для страны. 1. Миф: четыре года назад у нас бедности не было. Действительность: Институт национального страхования занимается тем, что распространяет этот миф. Интерес у него чисто деловой, он борется с министерством финансов за бюджеты. Но именно поступающие из этого уважаемого заведения многолетние данные рисуют гораздо более сложную по структуре картину. Можно считать, что растущая почти вертикально пугающая кривая распространения бедности пошла вверх с начала 1980 годов и утвердилась на новом уровне в начале 1990 годов. Тогда бедность в Израиле поднялась с 27% до 35% - но речь идет об уровне бедности, исчисляемом в соответствии с налогами и трансфертными платежами (трансфертные платежи – безвозмездные государственные выплаты, например, на социальное страхование). А как раз возросшие бюджеты Института национального страхования, различного рода пособия замазывали картину структурных изменений в израильском обществе. Расходы на пособия выросли с 27% от общего размера правительственных расходов в середине 1980 годов до 56% в начале 2001 года. Большая часть этого роста была сосредоточена в различных выплатах в пользу домашних хозяйств, которые выросли с 7,6% от ВВП до 12,2%. Структура израильского общества порождала все большую и большую бедность, и так продолжалось до тех пор, пока трансфертные платежи не перестали расти и эту бедность скрывать. Первая такая волна пришлась на 1989 – 1994 годы, второй вал появился три года назад, когда были сокращены бюджеты национального страхования. 2. Миф: сокращение пособий, проведенное в последние годы, не было вызвано необходимостью. Действительность: в 1994 – 1999 годах трансфертные платежи росли на 3,7% на душу населения в год. В 2000 – 2001 годах они подскочили на 6,9% на душу населения в год. А потом начался глубокий экономический кризис, и израильское правительство столкнулось с трудностями. Бюджетный дефицит вырос до 9% от ВВП (если измерять его в соответствии с международными критериями) – в десять раз выше среднего бюджетного дефицита в странах ОЭСР. Правительственные расходы выросли на 58,6% по равнению с 45% для тех же стран. В результате инвесторы начали покидать Израиль, а международные фондовые рынки стали закрывать свои двери перед израильским правительством. 3. Миф: пособия и прочие односторонние трансферты – это важная часть борьбы с бедностью. Действительность: уровень бедности в Израиле не изменялся с 1994 по 2002 годы, оставаясь в пределах 17% - 18%. При этом размеры трансфертных выплат росли на 5% быстрее, чем увеличивалось население. Иными словами, не было никакого структурного улучшения израильского общества, нежелательные явление всего лишь консервировались. Общий размер пособий рос совершенно небывалыми темпами – до тех пор, пока не вырисовалась очевидная угроза финансовой стабильности израильской экономики в целом. 4. Миф: во время финансового кризиса правительство обязано было сократить все пособия и, в частности, пособия по старости. Действительность: если сокращение пособий по безработице и некоторой части пособий на детей был частью ликвидации стимулов "не работать", сокращение пособий по старости было жестоким и совсем не необходимым. В бюджете оставались жировые пласты, к которым боятся прикасаться все без исключения премьер-министры. В отчете банка Израиля приводятся следующие данные: после американского вторжения в Ирак и исчезновения угрозы Израилю со стороны режима Саддама Хусейна уровень расходов на оборону вырос с 22% до 25% от ВВП. Так что нет никакой связи между внешней угрозой и расходами на армию. 5. Миф: в казне собралось достаточно денег, чтобы опять выплачивать пособия. Действительность: израильская экономика отстает от большинства развитых экономик, и за последние годы разрыв был лишь незначительно сокращен. В то время, как бюджетный дефицит израильского правительства снизился за последнее десятилетие всего на 1%, страны ОЭСР сократили его на 4,7%, а страны, страдающие хронически (как и мы), сократили дефицит на 6,1%. Если Ольмерт и его министр финансов примут ошибочный тезис и решат, что "есть деньги", увеличат дефицит и планку расходов – Израиль упустит исторический шанс существенно продвинуться вперед. Можно и нужно увеличить помощь слабым, но единственным способом совершить это является изменение порядка предпочтений в бюджете. Следует постепенно избавиться от жировых наслоений и повысить эффективность общественного сектора. Нежелание сократить национальный долг и налоговое бремя породит новый экономический кризис. А во время следующего кризиса премьер и министр финансов встанут перед той же самой проблемой – и решения будут удивительно похожи: сначала возьмутся за пожилых, потом – за больных, потом – за бедных и безработных. Сегодня экономическая ситуация настоятельно требует от нас пяти-шестилетний перспективный план сокращения национального долга до 80% - 85% от ВВП. Этой цели можно достичь только в том случае, если правительство будет увеличивать расходы не более, чем на 1% в год, чтобы подготовиться к тому времени, когда закончатся американские гарантии, и положение Израиля будет опять измеряться исключительно экономическими параметрами.
Источник: http://cursorinfo.co.il/pressa/2006/04/21/ze-rolnik/ |